Асинхронные электродвигатели. Серии двигателей.

Первая серия асинхронных электродвигателей — серия А — была разработана в 1946-1949 гг. Она состояла из семи габаритов в диапазоне мощностей от 0,6 до 100 кВт. В серии предусмотрены защищенные двигатели типа А и впервые — закрытые обдуваемые типа АО. В серии был предусмотрен ряд модификаций по конструкции и характеристикам.

Обозначения в данной серии следующие.

  • Защищенное исполнение. Оболочка чугунная — А, алюминиевая — АЛ.
  • Закрытое обдуваемое исполнение. Оболочка чугунная — АО, алюминиевая — АОЛ.

Пример обозначения: А031-4, А032-4, где цифры обозначают:

  • 3 — габарит, или наружный размер статора;
  • 1 и 2 — длина машины;
  • 4 — число полюсов.

Новая серия А2 была разработана в 1957-1959 гг. с учетом рекомендаций Международной электротехнической комиссии (МЭК). Серия состояла из девяти габаритов двигателей с высотами оси вращения от 90 до 280 мм, шкалы мощностей из 19 ступеней от 0,6 до 100 кВт.

Обозначения двигателей серии А2 такие же, как и серии А, только после А стоит цифра 2. Для различных условий работы имеются модификации двигателей. По исполнению двигатели могут быть в химостойком А02-Х, влагоморозостойком А02-ВМ, сельскохозяйственном А02-СХ исполнениях.

Другие модификации обозначаются:

  • П — двигатели с повышенным пусковым моментом;
  • С — с повышенным скольжением;
  • К — с фазным ротором.

 

Электродвигатели с повышенным скольжением предназначены для привода механизмов с большими массами и неравномерным ударным характером нагрузки, с большой частотой пусков и реверсов. Двигатели не имеют твердой шкалы мощностей.

Схемы присоединения выводных концов многоскоростных электродвигателей для получения различных частот вращения

Схемы присоединения выводных концов многоскоростных электродвигателей для получения различных частот вращения: Цифры под схемами показывают количество полюсов обмотки, получаемое при данной схеме. Буквы под схемами означают: А-Г — двухскоростные двигатели, Д, Е — трехскоростные двигатели, Ж — четырехскоростные двигатели.

Многоскоростные электродвигатели предназначены для привода механизмов со ступенчатым регулированием частоты вращения и не имеют твердой шкалы мощностей. Схемы включения многоскоростных электродвигателей приведены на рисунке.

Цифры под каждой схемой означают число полюсов обмотки статора, которое соответствует данной схеме и определяет синхронную частоту вращения двигателя. Как известно, синхронная частота вращения двигателя, т. е. частота вращения магнитного поля статора n=60f/p где f=50 Гц — частота сети, р — число пар полюсов.

По этой формуле можно определить синхронную частоту вращения двигателя для каждой схемы включения при известном числе пар полюсов, соответствующих данной схеме включения многоскоростного двигателя.

Номера подшипников двигателей данной серии приведены в таблице.

Таблица. Подшипники электродвигателей серии А02

габарит двигателя Вид двигателя по способу монтажа Номер подшипника со стороны привода Номер подшипника с другой стороны
3000, об/мин 1500 1000, об/мин 3000, об/мин 1500 1000, об/мин
1 М10 М20 М30 60304
2 60305
3 60306
4 60308
5 60309
6 309 2309К 309 309
7 М10 М20 311 2311К 311 311
М30 311 311 311 311
    3000, об/мин 1500 1000 750 600, об/мин 3000, об/мин 1500 1000 750 600, об/мин
8 М10 М20 314 2314К 314 314
М30 314 314 314 314
9 М10 М20 317 2317К 317 317
М30 317 317 317 317

Примечание: способы монтажа: М10 — на лапах, М20 — на лапах и с фланцем, МЗ0 — с фланцем.